О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Заключение контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края к отчету об исполнении краевого бюджета за I полугодие 2004 года

Исполнение краевого бюджета в I полугодии 2004 года осуществлялось в соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003 № 91-КЗ "О краевом бюджете на 2004 год", согласно которому доходы на 2004 год предусмотрены в сумме 18750628 тыс. рублей, расходы — 18750628 тыс. рублей.

В отчетном периоде из федерального бюджета были получены дополнительные средства в сумме 181776 тыс. рублей. В связи с этим плановые показатели на год по доходам (по группе "Безвозмездные перечисления") увеличены и составили 18932404 тыс. рублей.

Плановые показатели по расходам краевого бюджета в связи с поступлением из федерального бюджета дополнительных целевых средств увеличены на 50398 тыс. рублей и составили 18801026 тыс. рублей.

В соответствии с целевым назначением поступивших из федерального бюджета средств были увеличены годовые плановые показатели по разделам: "Промышленность, энергетика и строительство" — на 1000 тыс. рублей, "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" — на 18206 тыс. рублей, "Социальная политика" — на 7255 тыс. рублей, "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" — на 23937 тыс. рублей.

Расшифровка дополнительных поступлений из федерального бюджета и уточнение в связи с этим плановых показателей по доходам и расходам краевого бюджета на 2004 год представлены в следующей таблице.

Наименование Дополнительно поступило в доходы краевого бюджета, тыс. рублей Расходы Отклонение, тыс. рублей
Сумма, тыс. рублей Наименование раздела
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 74896   74896
дотации на частичное возмещение расходов на предоставление населению субсидий по оплате ЖКУ из фонда софинансирования социальных расходов 56469   56469
субвенции на реализацию закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" 10163 10163 "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы"
субвенции на реализацию Закона РФ "О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" 145 132 "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" 13
субсидии на компенсацию расходов по льготам на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности 13642 13642 "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы"
средства по взаимным расчетам 25461 18206
7255
"Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий"
"Социальная политика"
средства на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы "Дети России" 1000 1000 "Промышленность, энергетика и строительство"
Итого 181776 50398   131378

Превышение доходов над расходами за счет средств, поступивших из федерального бюджета — 131378 тыс. рублей (181776 — 50398). Профицит составили не имеющие целевого назначения "дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов" в сумме 74896 тыс. рублей, а также средства, частично возмещающие осуществленные за счет собственных средств краевого бюджета расходы: "дотации на частичное возмещение расходов на предоставление населению субсидий по оплате ЖКУ" в сумме 56469 тыс. рублей и "субвенции на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" в сумме 13 тыс. рублей.

За отчетный период в доходы краевого бюджета поступило 9602563 тыс. рублей или 50,7% к уточненному годовому плану, расходы составили 9766239 тыс. рублей или 51,9% к уточненному годовому плану. Дефицит краевого бюджета за I полугодие 2004 года сложился в сумме 163676 тыс. рублей.

Доходы

Доходы на I полугодие 2004 года запланированы в сумме 9094870 тыс. рублей (48% от уточненного годового плана).

Бюджетные назначения на I полугодие исполнены на 105,6%, сверх плана поступило 507693 тыс. рублей.

Доля собственных доходов краевого бюджета составила 59,1%, безвозмездных поступлений из федерального бюджета — 40,9%.

Бюджетные назначения на I полугодие по собственным доходам исполнены на 107,6% (50,7% к годовому плану). Перевыполнен план I полугодия как по налоговым доходам (106%), так и по неналоговым доходам (142,8%).

Законом Приморского края налоговые доходы на 2004 год были предусмотрены в сумме 9532688 тыс. рублей. В связи с изменениями, внесенными в бюджетную классификацию РФ, в состав налоговых доходов включены доходы по статье "Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)" с годовым объемом поступлений в сумме 1143339 тыс. рублей и исключены доходы по статье "Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов" в сумме 20916 тыс. рублей. Уточненный план по налоговым доходам на год — 10655111 тыс. рублей, на I полугодие — 5016950 тыс. рублей (47,1% к годовому плану).

В I полугодии налоговые доходы поступили в сумме 5317886 тыс. рублей, что составило 106% к плану на I полугодие и 49,9% к годовому плану. Сверх плана, установленного на I полугодие, поступило 300936 тыс. рублей.

Перевыполнены установленные назначения на I полугодие по следующим налогам: налогу на прибыль организаций (114%), налогу на игорный бизнес (229,2%), акцизам (122,1%), налогу с продаж (111,6%), единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (200%), единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (126,8%), платежам за пользование недрами (391%), налогу на добычу полезных ископаемых (116,2%), земельному налогу (101,5%), налогу на пользователей автомобильных дорог (210,4%), транспортному налогу (158%).

Не выполнены бюджетные назначения на I полугодие по налогу на доходы физических лиц (92,7%), лицензионным и регистрационным сборам (79,4%), налогу на имущество (85,5%), водному налогу (91,3%), отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы (74,9%), сбору за пользование объектами животного мира (34,3%).

Невыполнение бюджетных назначений по платежам за пользование лесным фондом, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, (0%) и сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (68,1%) объясняется тем, что в соответствии с Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2004 год" платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок зачисляются в федеральный бюджет, а сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов является новым источником, заменившим неналоговые поступления от проведения платных аукционов (при этом норматив отчислений краю от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов снижен с 7,77% в 2003 году до 5,68%). В плановые показатели по этим источникам вносятся изменения Законом Приморского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год".

Основные налоги, формирующие налоговые доходы краевого бюджета:

  % в структуре налоговых доходов
налог на доходы физических лиц 34,3
налог на прибыль организаций 30,2
акцизы 13,0
налоги на имущество 5,8
налоги на совокупный доход 4,4
налог на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) 4,3
платежи за пользование природными ресурсами 4,1

Законом Приморского края неналоговые доходы на 2004 год были предусмотрены в сумме 1657568 тыс. рублей. В связи с изменениями, внесенными в бюджетную классификацию РФ, из состава неналоговых доходов исключены доходы по статье "Плата за пользование водными биологическими ресурсами, включая поступления от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" с годовым объемом поступлений в сумме 1143339 тыс. рублей и включены доходы по статье "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" в сумме 20916 тыс. рублей. Уточненный план на 2004 год по неналоговым доходам — 535145 тыс. рублей, на I полугодие — 258173 тыс. рублей (48,2% к годовому плану).

Бюджетные назначения по неналоговым доходам на I полугодие перевыполнены (142,8%). Поступило 368606 тыс. рублей, из них: доходов от использования имущества, находящегося в госсобственности — 214089 тыс. рублей (161,4% к плану на полугодие), административных платежей и сборов — 144781 тыс. рублей (122,6%), штрафных санкций — 1241 тыс. рублей (не планировались), прочих неналоговых доходов — 8495 тыс. рублей (114%).

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили 3928071 тыс. рублей или 102,8% к плану на I полугодие и 50,7% к годовому плану.

Поступления из федерального бюджета превысили установленные назначения на I полугодие по следующим позициям: дотациям на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления (167,9%), субвенциям на возмещение льгот по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (137,8%), дотациям на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (103,7%).

Недопоступили предусмотренные поквартальной разбивкой на I полугодие следующие средства: субсидии на возмещение льгот по оплате ЖКУ и других услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию (86,7%), субсидии на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (60,1%), субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти и других товаров в районы Крайнего Севера (93,5%), субвенции на компенсацию расходов на обеспечение деятельности депутатов Госдумы (70,8%).

По остальным позициям перечисления из федерального бюджета произведены в запланированном на I полугодие объеме.

В дорожный фонд Приморского края поступило 629997 тыс. рублей, что составило 162,5% к плану на I полугодие и 59,9% к годовому плану. Перевыполнение плана связано с тем, что перевыполнены плановые показатели на I полугодие по основным источникам, формирующим дорожный фонд: акцизам на нефтепродукты, налогу на пользователей автомобильных дорог, транспортному налогу, земельному налогу.

В экологический фонд поступило 26721 тыс. рублей (314,1% к плану на I полугодие и 127,8% к годовому плану) в объеме поступлений по источнику "Плата за негативное воздействие на окружающую среду".

Расходы

Основные итоги исполнения краевого бюджета по расходам за I полугодие 2004 года представлены в следующей таблице.

Разделы Утверждено Законом № 91-КЗ на год, тыс. рублей Уточненный план на год, тыс. рублей Сумма уточнений, тыс. рублей План на I полугодие Кассовые расходы за I полугодие, тыс. рублей Отклонение кассовых расходов от плана, тыс. рублей % исполнения
сумма, тыс. рублей % к утв. плану на год к плану на I полугодие к уточн. годовому плану
Государственное управление и местное самоуправление 585592 585592 269728 46,1 253376 -16352 93,9 43,3
Судебная власть 47513 47513 22479 47,3 22465 -14 99,9 47,3
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 1223033 1223033 579655 47,4 573075 -6580 98,9 46,9
Промышленность, энергетика и строительство 2213945 2214945 +1000 643175 29,0 662249 19074 103,0 29,9
Сельское хозяйство и рыболовство 294704 479448 +184744 187310 39,1 183267 -4043 97,8 38,2
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 54294 54294 14181 26,1 12800 -1381 90,3 23,6
Транспорт, связь, информатика 193662 193662 69474 35,9 69473 -1 100,0 35,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 1130132 1130132 750281 66,4 749861 -420 99,9 66,4
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 449239 467445 +18206 222708 47,6 215983 -6725 97,0 46,2
Образование 680545 680545 312844 46 264036 -48808 84,4 38,8
Культура, искусство и кинематография 343060 343060 68356 19,9 59209 -9147 86,6 17,3
Средства массовой информации 98166 98166 55003 56,0 43657 -11346 79,4 44,5
Здравоохранение и физическая культура 2158559 2158559 986322 45,7 926308 -60014 93,9 42,9
Социальная политика 1413703 1420958 +7255 758363 53,4 674915 -83448 89,0 47,5
Обслуживание государственного и муниципального долга 39591 39591 4820 12,2 4819 -1 100,0 12,2
Мобилизационная подготовка экономики 2395 2395 1078 45 65 -1013 6,0 2,7
Дорожное хозяйство 383220 -383220
Прочие расходы -686965 -871709 -184744 -657389 75,4 261780 919169 -39,8 -30,0
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 7053624 7077561 +23937 4052565 57,3 4104020 51455 101,3 58,0
Расходы целевых бюджетных фондов 1072616 1455836 +383220 753917 51,8 684881 -69036 90,8 47,0
Итого расходов 18750628 18801026 +50398 9094870 48,4 9766239 671369 107,4 51,9

В годовые плановые показатели расходной части краевого бюджета, установленные Законом Приморского края от 29.12.2003 № 91-КЗ "О краевом бюджете на 2004 год", по ряду разделов были внесены изменения, в том числе:

  • по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" расходы увеличены на 1000 тыс. рублей за счет целевых поступлений из федерального бюджета;
  • по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" расходы увеличены на 184744 тыс. рублей. В связи с изменениями, внесенными в бюджетную классификацию РФ, в этот раздел из раздела "Прочие расходы" перенесены расходы на предоставление бюджетных кредитов на приобретение техники и племенного скота для сельхозтоваропроизводителей на условиях лизинга в сумме 179744 тыс. рублей и возврат бюджетных кредитов, полученных на условиях лизинга, в сумме 24000 тыс. рублей, а также финансирование государственных ветеринарных учреждений в сумме 29000 тыс. рублей;
  • по разделу "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" расходы увеличены на 18206 тыс. рублей в связи с поступлением целевых средств из федерального бюджета;
  • по разделу "Социальная политика" расходы увеличены на 7255 тыс. рублей за счет поступления целевых средств из федерального бюджета;
  • по разделу "Дорожное хозяйство" расходы в сумме 383220 тыс. рублей перенесены в раздел "Расходы целевых бюджетных фондов";
  • по разделу "Прочие расходы" расходы уменьшены на 184744 тыс. рублей в связи с переносом этих расходов в раздел "Сельское хозяйство и рыболовство";
  • по разделу "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" расходы увеличены на 23937 тыс. рублей за счет поступлений целевых средств из федерального бюджета;
  • по разделу "Расходы целевых бюджетных фондов" расходы увеличены на 383220 тыс. рублей за счет переноса расходов из раздела "Дорожное хозяйство" в связи с изменениями, внесенными в бюджетную классификацию РФ.

Расходы краевого бюджета на I полугодие департаментом финансов запланированы в сумме 9094870 тыс. рублей, что составило в среднем 48,4% от уточненного годового плана. Значительно ниже среднего уровня запланированы расходы по разделам: "Культура, искусство и кинематография" — 19,9% от уточненного годового плана, "Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия" — 26,1%, "Промышленность, энергетика и строительство" — 29%, "Транспорт, связь и информатика" — 35,9%, "Сельское хозяйство и рыболовство" — 39,1%. Финансирование большей части расходов по этим разделам остается на 3 и 4 кварталы.

Кассовые расходы за I полугодие 2004 года составили 9766239 тыс. рублей или 107,4% к плану на I полугодие, расходы сверх плана произведены в сумме 671369 тыс. рублей.

Перевыполнение плана I полугодия связано в основном с тем, что расходы по разделу "Прочие расходы" превысили установленный план (минус 657389 тыс. рублей) на 919169 тыс. рублей (не был выполнен план по возврату бюджетных ссуд (кредитов) в краевой бюджет, превышен план по предоставлению бюджетных ссуд). Превышен план I полугодия по разделам: "Промышленность, энергетика и строительство" — на 19074 тыс. рублей (103%), "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" — на 51455 тыс. рублей (101,3%). На 100% произведены расходы по разделам "Транспорт, связь и информатика" и "Обслуживание государственного и муниципального долга". По остальным разделам краевого бюджета план I полугодия недовыполнен на 318329 тыс. рублей, в том числе по разделам социально-культурной сферы — на 212763 тыс. рублей.

Годовой план по расходам за отчетный период исполнен в среднем на 51,9%, по ряду разделов и подразделов — значительно ниже среднего уровня. Так, по разделу "Культура, искусство и кинематография" кассовые расходы за I полугодие составили 17,3% к годовому плану, "Охрана окружающей среды и природных ресурсов" — 23,6%, "Промышленность, энергетика и строительство" — 29,9%, "Транспорт, связь и информатика" — 35,9%, "Сельское хозяйство и рыболовство" — 38,2%, "Образование" — 38,8%, "Здравоохранение и физическая культура" — 42,9%, в то время как по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" — 66,4%, "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" — 58%.

По подразделу "Водные ресурсы" кассовые расходы составили 1,9% к годовому плану, "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" — 2,8%, "Молодежная политика" — 5%, "Культура и искусство" — 17,3%, "Сельскохозяйственное производство" — 29,5%, "Гидрометеорология" — 34,2%, "Здравоохранение" — 36,1%, "Учреждения социального обеспечения и службы занятости" — 36,7%.

Отдельной строкой на 1 полугодие были запланированы, но не финансировались следующие расходы: расходы на содержание жилищного фонда КГУП "Госнедвижимость" (план на I полугодие 420 тыс. рублей), компьютеризация образовательных учреждений (план 3004 тыс. рублей), централизованное приобретение спортивного инвентаря школе (2000 тыс. рублей), капитальные расходы по разделам: "Образование" (план 3304 тыс. рублей) и "Социальная политика" (план 4971 тыс. рублей), краевые целевые программы по здравоохранению: "Развитие и совершенствование службы медицины катастроф Приморского края" (план 460 тыс. рублей) и "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Приморском крае" (план 1800 тыс. рублей), текущий и капитальный ремонт ГОУ "Училище олимпийского резерва" (план 2190 тыс. рублей), КРУ Минфина РФ (план 295 тыс. рублей). Не были возвращены в краевой бюджет кредиты ОАО "Дальэнерго" (план 37500 тыс. рублей).

На низком уровне профинансированы такие программы по здравоохранению, как: "Здоровый ребенок" (50% к плану на I полугодие), "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" (66,9%), "Охрана здоровья матери и ребенка в Приморском крае на 2001-2005 годы" (50%), "Общая врачебная (семейная) практика" (32,3%), "Кардиохирургия" (60%).

Не выполнен план I полугодия по возврату кредитов (по разделу "Прочие расходы"). При плане 1577500 тыс. рублей в краевой бюджет поступило 681862 тыс. рублей или 43,2%. В краевой бюджет недопоступило 895638 тыс. рублей, в том числе от муниципальных образований — 567880 тыс. рублей, от КГУП "Примтеплоэнерго" — 290258 тыс. рублей, от ОАО "Дальэнерго" — 37500 тыс. рублей.

В 1 полугодии на сумму 113396 тыс. рублей были профинансированы расходы, не предусмотренные принятым законом о краевом бюджете на 2004 год. По разделу "Промышленность, энергетика и строительство" такие расходы составили 31426 тыс. рублей (за счет остатка неиспользованных в прошлые годы целевых средств федерального бюджета), по разделу "Прочие расходы" — 81970 тыс. рублей (выданы бюджетные ссуды КГУП "ВКХ юга Приморья" — 1970 тыс. рублей и МУПВ "Владстройзаказчик" — 80000 тыс. рублей).

Сверх плана на I полугодие были произведены расходы по строке "Расходы по финансированию мероприятий по государственной поддержке и развитию предприятий и организаций АПК" подраздела "Прочие мероприятия в области сельского хозяйства" (641,9%). Перерасход связан с тем, что на сумму 31632 тыс. рублей были произведены расходы на компенсацию материального ущерба пострадавшим от стихийных бедствий за счет поступивших в конце 2003 года целевых средств из федерального бюджета.

Перевыполнен план на I полугодие по разделу "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" (42% в структуре расходов), при плане 4052565 тыс. рублей кассовые расходы составили 4104020 тыс. рублей или 101,3% к плану на I полугодие и 58% к годовому плану, расходы сверх плана на I полугодие составили 51455 тыс. рублей.

По двум статьям запланированные на I полугодие расходы были превышены на 258980 тыс. рублей: "Средства на предоставление населению субсидий по оплате ЖКУ" — на 208501 тыс. рублей (в связи с фактически начисленными выплатами) и "Расходы на реализацию ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" — на 50479 тыс. рублей (в связи с поступлением целевых средств из федерального бюджета).

Недофинансированы расходы на 207525 тыс. рублей.

По статье "Дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления", при плане 48042 тыс. рублей расходы составили только 6246 тыс. рублей или 13%, недофинансировано 41796 тыс. рублей, а учитывая, что фактически на эти цели из федерального бюджета поступило 80650 тыс. рублей муниципальные образования недополучили 74404 тыс. рублей.

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований составили 1165432 тыс. рублей или 95,3% к плану на I полугодие, недофинансировано 57175 тыс. рублей. Ряду муниципальных образований дотации переданы в объеме, превышающем запланированный: г. Арсеньев, г.Дальнегорск, Кировский район и Шкотовский район — по 106%, Михайловский район — 105%, Ольгинский район — 105,5%, Лазовский район — 101,6%. Дотации г.Партизанску выделены в объеме 59,1%, г.Владивостоку — 60,9%, остальным муниципальным образованиям — от 84 до 100%.

Субвенции муниципальным образованиям недофинансированы на 96917 тыс. рублей, в основном это компенсационные выплаты на питание обучающихся (68,5% к плану на I полугодие) и покрытие расходов на реализацию топлива населению (34,9%).

По статьям: "Средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" и "Субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза" расходы произведены в объеме поступлений из федерального бюджета, что меньше суммы, запланированной в краевом бюджете на 7980 тыс. рублей.

Остальные расходы раздела произведены в запланированном на I полугодие объеме. На реализацию Закона Приморского края "О социальном статусе учителя" расходы произведены в объеме годового плана.

Проверкой, проведенной контрольно-счетной палатой в ГУ "Приморское казначейство" по вопросу исполнения краевого бюджета за I квартал 2004 года, было выявлено ряд нарушений.

В нарушение статей 31, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены случаи распределения средств, зачисляемых на лицевые счета муниципальных образований края, открытых непосредственно в Казначействе, в пользу предприятий и организаций без распоряжения финансовых органов муниципальных образований.

Так, в счет оплаты централизованной поставки топлива департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам с лицевых счетов всех муниципальных образований края, открытых в Казначействе, перечислены средства в сумме 83857,82 тыс. рублей;

в адрес КГУП "Примтеплоэнерго" перечислено114519,35 тыс. рублей с лицевых счетов муниципальных образований г.Находка, г.Партизанск, г.Уссурийск и Уссурийский район, Черниговский район;

в адрес ОАО "Дальэнерго" перечислено 1500,0 тыс. рублей с лицевого счета муниципального образования Черниговский район;

при проверке жалобы Думы муниципального образования г.Дальнегорск от 11.06.2004 № 139 установлено, что средства в сумме 6132,0 тыс. рублей, предназначенные на текущие компенсационные выплаты на питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях края, были направлены на основании распоряжения губернатора края от 13.05.2004 № 251-р в адрес ООО "Феско-Снаб".

Использование этих бюджетных средств, всего в сумме 206009,17 тыс. рублей, осуществлялось с нарушениями принципа их адресности и целевого характера.

Исполнение расходов на социально-культурную сферу (20,1% в структуре расходов) в I полугодии 2004 года представлено в следующей таблице.

Разделы Кассовые расходы за I полуг. 2003 г., тыс. рублей Уточнен. план на 2004 г., тыс. рублей Уточн. план на I полуг. 2004 г., тыс. рублей Кассовые расходы за I полуг. 2004 г., тыс. рублей % исполнения Отклонение кассовых расх.от плана на I полуг., тыс. рублей Кассовые расх. I полуг. 2004 г. к I полугод. 2003 г., тыс. рублей
к плану на I полуг. к плану на год
Образование 266372 680545 312844 264036 84,4 38,8 -48808 99,1
Культура, искусство и кинематография 77098 343060 68356 59209 86,6 17,3 -9147 76,8
Средства массовой информации 17237 98166 55003 43657 79,4 44,5 -11346 253,3
Здравоохранение и физическая культура 824636 2158559 986322 926308 93,9 42,9 -60014 112,3
Социальная политика 488513 1420958 758363 674915 89,0 47,5 -83448 138,2
Итого 1673856 4701288 2180888 1968125 90,2 41,9 -212763 117,6
в том числе:                
текущие расходы   4329676 2162853 1960872 90,7 45,3 -201981  
капитальные расходы   371612 18035 7253 40,2 2,0 -10782  

Расходы на социально-культурную сферу составили 1968125 тыс. рублей, план на I полугодие исполнен на 90,2%, годовой — на 41,9%, т.е. значительно ниже среднего уровня исполнения краевого бюджета по расходам за I полугодие (107,4% и 51,9%). Наименее профинансированы капитальные расходы — на 40,2% к плану на I полугодие и 2% к годовому плану. При этом предусмотренные на I полугодие капитальные расходы по разделам "Образование" и "Социальная политика" вообще не финансировались.

По абсолютной величине рост расходов на социально-культурную сферу к уровню I полугодия 2003 года составил 294269 тыс. рублей (117,6%), в том числе по разделу "Средства массовой информации" -26420 тыс. рублей (253,3%), "Здравоохранение и физическая культура" -101676 тыс. рублей (112,3%), "Социальная политика" -186402 тыс. рублей (138,2%).

По разделу "Средства массовой информации" в 2 раза или на 6950 тыс. рублей увеличились расходы на информационные услуги администрации края, в 2,4 раза или на 1361 тыс. рублей — на информационные услуги Законодательного Собрания Приморского края. На государственную поддержку ОТВ-Прим в I полугодии направлено 19601 тыс. рублей. Расходы на государственную поддержку районных (городских) газет снизились на 1492 тыс. рублей и составили 84,6% к уровню аналогичного периода 2003 года.

По разделу "Здравоохранение и физическая культура" расходы по сравнению с аналогичным периодом 2003 года увеличились на 12,3%, в основном за счет роста следующих расходов: на спортивные мероприятия — на 29,6%, на частичное финансирование содержания спортивных команд — более чем в 3 раза, на содержание учреждений здравоохранения — на 26,5%, платежей на обязательное медицинское страхование — на 15,3%. Расходы на программы по здравоохранению снизились на 12,3%.

По разделу "Социальная политика" рост расходов в I полугодии 2004 года связан в основном с произведенными доплатами к трудовым пенсиям пенсионерам края в сумме 194644 тыс. рублей, кроме того, на 43% увеличились расходы на содержание учреждений социального обеспечения. На погашение кредиторской задолженности прошлых лет по выплате пособий на детей направлено 9998 тыс. рублей (6,7% от годового плана), что меньше, чем в аналогичном периоде 2003 года более чем в 7 раз.

Снизились по сравнению с аналогичным периодом 2003 года расходы по разделу "Образование" (на 0,9%) и "Культура, искусство и кинематография" (на 23,2%).

По разделу "Образование" в годовые плановые показатели, установленные законом о краевом бюджете, были внесены изменения: расходы на книгоиздательскую продукцию в сумме 1283 тыс. рублей перераспределены из подраздела "Прочие расходы в области образования" в подразделы: "Общее образование" — 403 тыс. рублей, "Начальное профессиональное образование" — 54 тыс. рублей, "Среднее профессиональное образование" — 639 тыс. рублей, "Переподготовка и повышение квалификации" — 187 тыс. рублей.

На I полугодие расходы по разделу "Образование" запланированы в сумме 312844 тыс. рублей (46% от годового плана), исполнены в сумме 264036 тыс. рублей или 84,4% (38,8% от годового плана). Не все расходы, запланированные на I полугодие, были профинансированы, не финансировались капитальные расходы (3304 тыс. рублей), расходы на компьютеризацию образовательных учреждений (3004 тыс. рублей) и на приобретение спортивного инвентаря (2000 тыс. рублей). План 1 полугодия по разделу не исполнен на 48808 тыс. рублей.

По разделу "Культура, искусство и кинематография" кассовые расходы составили 59209 тыс. рублей или 86,6% к плану на I полугодие и 17,3% к годовому плану. Финансирование капитальных расходов (в том числе и расходов на капитальный ремонт домов культуры края) при годовом плане 202582 тыс. рублей на I полугодие запланировано в объеме 500 тыс. рублей или 0,2%. План 1 полугодия по разделу не исполнен на 9147 тыс. рублей.

В среднем расходы по разделу "Здравоохранение и физическая культура" исполнены на 93,9% к плану на I полугодие и на 42,9% к годовому плану. В разрезе подразделов и целевых статей раздела расходы произведены непропорционально.

На 100% от плана на I полугодие профинансированы расходы на частичное финансирование содержания спортивных команд и текущие платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Расходы на содержание учреждений здравоохранения профинансированы на 86,8% (41,3% к годовому плану), расходы на централизованное приобретение мягкого инвентаря и обмундирования — на 70,5% (14,7%), программы по здравоохранению — на 87,8% (25,9%). План 1 полугодия по разделу не исполнен на 60014 тыс. рублей.

Предусмотренные законом на 2004 год плановые показатели по строке "Расходы на оплату выполнения летных часов санавиацией" уменьшены на 400 тыс. рублей.

Плановые показатели по разделу "Социальная политика" установленные законом о краевом бюджете на 2004 год увеличены на 7255 тыс. рублей, т.е. на сумму средств, дополнительно поступивших из федерального бюджета, в том числе:

  тыс. рублей
на капитальные вложения в основные средства дома-интерната для пожилых людей 1560
на капитальные вложения дома-интерната для престарелых и инвалидов 2095
на капитальный ремонт социального приюта для детей и подростков г. Арсеньева 1100
на капитальные вложения в основные средства Седанкинского дома-интерната 2500

Дополнительно поступившие средства в I полугодии не освоены.

Всего кассовые расходы по разделу составили 674915 тыс. рублей или 89% к плану на 1 полугодие и 47,5% к годовому плану. План 1 полугодия не исполнен на 83448 тыс. рублей, в том числе по подразделу "Учреждения социального обеспечения и службы занятости" — на 48942 тыс. рублей.

Расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" (7,7% в структуре расходов) составили 749861 тыс. рублей или 99,9% к плану на I полугодие и 66,4% к годовому плану. Основную сумму в расходах — 679861 тыс. рублей — составили субсидии на покрытие убытков КГУП "Примтеплоэнерго", которые профинансированы на 81,3% к годовому плану.

Утвержденный законом о краевом бюджете план по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" (6,8% в структуре расходов) на 2004 год увеличен на 1000 тыс. рублей, т.е. на сумму целевых поступлений из федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы "Дети России" — центр детского творчества с.Владимиро-Александровское Партизанского района. Поступившие средства освоены в сумме 986 тыс. рублей.

На I полугодие план по разделу установлен в сумме 643175 тыс. рублей (29% от годового плана). Кассовые расходы составили 662249 тыс. рублей или 103%, в том числе расходы по подразделу "Топливо энергетический комплекс" (субсидии на услуги газоснабжающих организаций и компенсация тарифов на электрическую энергию) произведены в объеме 100% к плану на I полугодие, "Строительство, архитектура" — 105,1%, "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" — 31,1%.

Расходы на строительство объектов социально-культурного назначения на 2004 год Законом Приморского края предусмотрены в сумме 801454 тыс. рублей. На I полугодие государственные капитальные вложения запланированы в сумме 111139 тыс. рублей (13,9% от годового плана), исполнено 136865 тыс. рублей, т.е. с превышением плана I полугодия на 25726 тыс. рублей или на 23,1%. Превышение расходов связано с тем, что финансировались капитальные вложения на незапланированные законом о краевом бюджете программы в связи с наличием на 01.01.2004 остатка неиспользованных средств федерального бюджета, в том числе: на федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" — 600 тыс. рублей, на федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" — 10000 тыс. рублей, на федеральную целевую программу "Жилище" — 20402 тыс. рублей.

На подготовку жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2004/2005 года на I полугодие запланировано 74940 тыс. рублей (15,7% от годового плана), исполнено 69640 тыс. рублей или 92,9%, недоосвоено 5300 тыс. рублей.

Сельское хозяйство и рыболовство

Уточненный на год план по разделу — 479448 тыс. рублей, на I полугодие — 187310 тыс. рублей (39,1% от годового плана).

Кассовые расходы за I полугодие составили 183267 тыс. рублей или 97,8% к плану на I полугодие и 38,2% к годовому плану.

Расходы по финансированию мероприятий по господдержке и развитию агропромышленного комплекса по подразделу "Сельскохозяйственное производство" на I полугодие предусмотрены в сумме 45990 тыс. рублей (24,1% от годового плана), кассовые расходы за этот период составили 39229 тыс. рублей и исполнены на 85,3% (20,5% от годового плана).

Бюджетные кредиты сельхозтоваропроизводителям предоставлены на сумму 106653 тыс. рублей (75,8% к плану на I полугодие), из них: в счет возврата ранее выданных кредитов — 35553 тыс. рублей (возвращено в краевой бюджет 38805 тыс. рублей), на условиях лизинга — 71100 тыс. рублей или 72,2% к плану на I полугодие.

План I полугодия по возврату бюджетных кредитов не выполнен, возвращено 43705 тыс. рублей или 77,8%. Задолженность по полученным кредитам (ссудам) по двум крупнейшим заемщикам на 01.07.2004 года составила: по КГУП "Государственное агентство по продовольствию Приморского края" — 365401 тыс. рублей, по ЗАО "Приморскагропромснаб" — 143576 тыс. рублей.

Расходы по финансированию мероприятий по господдержке и развитию предприятий агропромышленного комплекса по подразделу "Земельные ресурсы" предусмотрены в сумме 85025 тыс. рублей, из них на программу "Повышение плодородия почв Приморского края" — 57932 тыс. рублей. На I полугодие предусмотрено финансирование данной программы в сумме 36325 тыс. рублей, исполнено 36160 тыс. рублей или 99,5%.

Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды)

Бюджетные ссуды выданы восемнадцати муниципальным образованиям на сумму 162637 тыс. рублей, что составило 100% к плану на I полугодие и 40,7% к годовому плану. План погашения бюджетных ссуд муниципальными образованиями не выполнен, погашено ссуд на сумму 42120 тыс. рублей, что составило 6,9% к плану на I полугодие и 3,5% к годовому плану. Задолженность муниципальных образований по бюджетным ссудам на 01.07.2004 года составила 738257 тыс. рублей, из них: г. Дальнегорск — 179832 тыс. рублей, г. Арсеньев — 108567 тыс. рублей, Красноармейский район — 82710 тыс. рублей, г. Находка — 74363 тыс. рублей, Хасанский район — 73805 тыс. рублей, Лазовский район — 45578 тыс. рублей, г. Лесозаводск и Лесозаводский район — 33931 тыс. рублей.

Возврат бюджетных кредитов предприятиями и организациями в I полугодии планировался в сумме 967500 тыс. рублей, в том числе: КГУП "Примтеплоэнерго" — 930000 тыс. рублей. ОАО "Дальэнерго" — 37500 тыс. рублей. Фактически кредиты погасило только КГУП "Примтеплоэнерго" на сумму 639742 тыс. рублей, что составило 66,1% к плану на I полугодие (43,4% к годовому плану), задолженность этого предприятия перед бюджетом на 01.07.2004 года составила 528118 тыс. рублей. Общая непогашенная задолженность предприятий и организаций по полученным кредитам на 01.07.2004 года составила 3123038,676 тыс. рублей, из нее: СЭЗ "Находка" — 1356830,625 тыс. рублей, ОАО "Дальэнерго" — 831499,757 тыс. рублей.

Доходы Дорожного фонда за I полугодие составили 629997 тыс. рублей (162,5% к плану на I полугодие), направлено в департамент дорожного хозяйства на исполнение расходов 612000 тыс. рублей, т.е. в пределах плана по расходам на I полугодие. Задолженность краевого бюджета дорожному фонду составила 17997 тыс. рублей. На исполнение расходов за счет средств федерального бюджета направлено 71481 тыс. рублей, т.е. в объеме целевых поступлений из федерального бюджета, эти средства использованы на реконструкцию участка магистрали от перекрестка проспекта Красного Знамени и ул. Некрасовской до стадиона "Строитель".

В доходы Экологического фонда поступило 26721 тыс. рублей (314,1% к плану на I полугодие), направлено на исполнение расходов 1400 тыс. рублей в пределах плана по расходам, от поступивших доходов это составило 5,2%.

Исполнение долгосрочных краевых целевых программ

Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" предусмотрено финансирование 20 краевых целевых программ на сумму 1065760 тыс. рублей (приложение 4 к Закону).

Программа "Санаторно-курортное лечение отдельных категорий работников бюджетной сферы" на 2004 год с объемом финансирования в 2004 году 20000 тыс. рублей и программа в рамках софинансирования федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" с объемом 787 тыс. рублей в Законодательное Собрание не представлены.

Финансирование краевых целевых программ на I полугодие предусмотрено в сумме 327049 тыс. рублей (30,7% от годового объема). Согласно отчету об исполнении долгосрочных краевых целевых программ кассовые расходы за I полугодие составили 315338 тыс. рублей или 96,4% к плану на полугодие и 29,6% к годовому плану. Наименее профинансированы программы по здравоохранению: на 87,8% к плану на I полугодие и 25,9% к годовому плану.

Расходы на краевую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" в сумме 91040 тыс. рублей прописаны отдельной строкой в приложении 4 "Перечень долгосрочных краевых целевых программ, предусмотренных к финансированию из краевого бюджета в 2004 году" к Закону Приморского края от 29.12.2003 № 91-КЗ в разделе "Прочие расходы". Однако в приложении 3 "Расходы краевого бюджета на 2004 год по разделам и подразделам в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации" к этому же закону финансирование программы по разделу "Прочие расходы" не предусмотрено. Фактически показанные по этой программе расходы в сумме 39213 тыс. рублей в отчете об исполнении краевого бюджета в разделе "Прочие расходы" отсутствуют и проверкой, проведенной контрольно-счетной палатой в департаменте финансов, не подтверждаются. Следовательно, кассовое исполнение по отчету об исполнении долгосрочных краевых целевых программ за полугодие завышено на 39213 тыс. рублей.

Законом Приморского края от 29.12.2003 № 91-КЗ "О краевом бюджете на 2004 год" объем капитальных вложений по программе "Квартира молодой семье" предусмотрен в размере 240800,0 тыс. рублей, на I полугодие запланировано 83270 тыс. рублей.

Финансирование Программы в I полугодии 2004 года составило 80000,0 тыс. рублей. Была профинансирована подрядная организация ЗАО "ДВ Стройсвязькомплекс", в том числе на долевое участие в строительстве жилых домов в г.Уссурийске в сумме 60000,0 тыс. рублей (181,8% к годовому плану) и в г.Находка в сумме 20000,0 тыс. рублей (68,7% к годовому плану).

В нарушение пункта 3 статьи 83 и статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено увеличение финансирования государственных капитальных вложений на 27000 тыс. рублей, предназначенных по программе муниципальному образованию г.Уссурийск и Уссурийский район, до внесения соответствующих изменений в закон о бюджете на 2004 год.

По краевой целевой программе "Ремонт автомобильных дорог и улиц муниципальных образований Приморского края" финансирование на год предусмотрено в сумме 293100 тыс. рублей, на I полугодие — 70000 тыс. рублей. На выполнение работ перечислено подрядчику КГП "Примавтодор" 70000 тыс. рублей, из них 20000 тыс. рублей за выполненные работы в 2003 году и 50000 тыс. рублей — авансирование работ текущего года.



Остатки средств бюджета на начало 2004 года составили 225126 тыс. рублей.

За отчетный период в доходы краевого бюджета поступило налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений из федерального бюджета 9602563 тыс. рублей.

Произведено заимствований на сумму 530000 тыс. рублей.

Поступило средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности края 3444 тыс. рублей.

Все поступления, включая остатки средств на начало года, составили 10361133 тыс. рублей.

За счет этих средств были произведены расходы краевого бюджета в сумме 9766239 тыс. рублей, погашены долги — 409644 тыс. рублей.

Остатки средств бюджета на 01.07.2004 года составили 185250 тыс. рублей.

Выводы

1. В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003. № 91-КЗ "О краевом бюджете на 2004 год" и с учетом дополнительных поступлений из федерального бюджета плановые показатели на 2004 год по доходам и расходам составили:

  • по доходам — 18932404 тыс. рублей, в том числе дополнительные поступления из федерального бюджета 181776 тыс. рублей;
  • по расходам — 18801026 тыс. рублей, в т.ч. дополнительные целевые средства из федерального бюджета 50398 тыс. рублей.

2. За I полугодие 2004 года годовой план исполнен:

  • по доходам — на 50,7%, поступило 9602563 тыс. рублей;
  • по расходам — на 51,9%, кассовые расходы составили 9766239 тыс. рублей.

3. В I полугодии краевой бюджет исполнен с дефицитом 163676 тыс. рублей, источниками покрытия дефицита стали: заемные средства (120356 тыс. рублей за минусом погашения), поступления от продажи имущества, находящегося в госсобственности (3444 тыс. рублей), изменения остатков краевого бюджета на счетах (39876 тыс. рублей).

4. Имеет место неравномерность и непропорциональность финансирования расходов в разрезе разделов и подразделов краевого бюджета (при среднем уровне 51,9%):

  % от годового плана
"Жилищно-коммунальное хозяйство" 66,4
"Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" 58,0
"Культура, искусство и кинематография" 17,3
"Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия" 23,6
"Промышленность, энергетика и строительство" 29,9
"Транспорт, связь и информатика" 35,9
"Сельское хозяйство и рыболовство" 38,2
"Образование" 38,8

5. Расходы на социально-культурную сферу при уточненном годовом плане 4701288 тыс. рублей составили 1968125 тыс. рублей или 41,9%.

Запланированные на I полугодие расходы по разделам социально-культурной сферы недофинансированы на 212,8 млн. рублей. Наименее профинансированы: капитальные расходы — 40,2% к плану на I полугодие ( 2% к годовому плану), программы здравоохранения — 87,8% ( 25,9%), целевые мероприятия в области образования — 46,4% ( 5%), расходы на централизованное приобретение мягкого инвентаря и оборудования для учреждений здравоохранения — 77,4% ( 2,5%).

6. Не выполнен план 1 полугодия по возврату в краевой бюджет бюджетных ссуд и бюджетных кредитов муниципальными образованиями, предприятиями и организациями (выполнение — 43,2% к плану на I полугодие и 25,3% к годовому плану). За I полугодие недопоступило 895,6 млн. рублей, в том числе от муниципальных образований — 567,9 млн. рублей, от КГУП "Примтеплоэнерго" — 290,2 млн. рублей, от ОАО "Дальэнерго" — 37,5 млн. рублей.

7. Предприятиям сверх плана, предусмотренного Законом Приморского края на 2004 год, предоставлено бюджетных кредитов на сумму 81,97 млн. рублей, в том числе КГУП "Водопроводно-канализационное хозяйство юга Приморья" — 1,97 млн. рублей, МУПВ "Владстройзаказчик" — 80 млн. рублей.

8. План I полугодия на предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям в среднем выполнен на 101,3%, однако дотации из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований недофинансированы на 57175 тыс. рублей (95,3%), субвенции — на 96917 тыс. рублей (94,8%).

При этом имеет место практика перечисления ГУ "Приморское казначейство" средств, направленных муниципальным образованиям, непосредственно предприятиям и организациям (в счет оплаты централизованной поставки топлива и на другие цели) без соответствующих распоряжений финансовых органов этих муниципальных образований. Как показала проверка контрольно-счетной палаты, в I квартале 2004 года было перечислено 206009,17 тыс. рублей.

9. Поступившие в доходы краевого бюджета целевые средства не в полном объеме переданы на исполнение соответствующих расходов: в дорожный фонд недоперечислено 17,997 млн. рублей, в экологический — 25,3 млн. рублей, в УВД на обеспечение безопасности дорожного движения — 56,6 млн. рублей, ГУ "Примгосавтонадзор" — 7,6 млн. рублей.

10. Не представлена в Законодательное Собрание Приморского края программа "Санаторно-курортное лечение отдельных категорий работников бюджетной сферы" (объем на 2004 год 20 млн. рублей).

11. На сумму 27 млн. рублей сверх плана, установленного Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год", профинансированы государственные капитальные вложения муниципальному образованию г.Уссурийск и Уссурийский район по краевой целевой программе "Квартира молодой семье".

12. Кассовые расходы по "Отчету об исполнении долгосрочных краевых целевых программ, предусмотренных к финансированию из краевого бюджета за 1 полугодие 2004 года" завышены на 39213 тыс. рублей, т. е. на сумму расходов по краевой целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года".



Председатель
контрольно-счетной палаты
А. Н. Сухов