О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Заключение к проекту Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" (первое чтение)

Проект Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" с приложениями представлен в Законодательное Собрание 20 сентября 2002 года. Статьей 56 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае" срок предоставления проекта предусмотрен 5 сентября.

Одновременно с проектом не представлены следующие документы: расходы краевого бюджета на 2003 год в ведомственной структуре расходов, распределение дотаций бюджетам муниципальных образований края из краевого фонда финансовой поддержки.

Проект краевого бюджета на 2003 год сформирован с учетом положений Бюджетного послания Президента РФ и губернатора края, прогноза социально-экономического развития края на 2003 год.

Расчеты доходов краевого бюджета на 2003 год составлены на основе законодательства РФ о налогах и сборах. Учтена отмена с 1 января 2003 года налогов с владельцев транспортных средств, налогов на пользователей автодорог, предполагаемая отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, а также введение с 1 января 2003 года транспортного налога, специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, индексация специфических ставок акцизов, увеличение размеров арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, повышение ставок земельного налога. Учтены изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы доходов, поступающих от акцизов на нефтепродукты, земельного налога и арендной платы за земли, изменения ставок зачисления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций.

Учтены положения Программы экономического и социального развития Приморского края на период до 2005 года. Уровень инфляции прогнозируется в размере 12%, прирост ВРП — 2,8%. Рост продукции промышленного производства составит 102,4%, в том числе:

  • легкой промышленности — 109%
  • цветной металлургии — 105,4%
  • пищевой промышленности — 103,8%
  • химической, нефтехимической, машиностроения — 103%
  • черной металлургии — 102%
  • электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов — 101%
  • угольной промышленности — 87,7%

Прирост сельскохозяйственного производства составит 1,3%, инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования — 6%, оборота розничной торговли — 2,2%, объема платных услуг — 2%.

Прогнозная оценка доходов консолидированного бюджета края на 2003 год — 21423 млн. рублей, из них:

  • доходы без учета финансовой помощи из федерального бюджета — 15464 млн. рублей или 129% к бюджету на 2002 год, из них:
    • собственные доходы — 14274 млн. рублей или 135,2% к уровню 2002 года, из них:
      • краевой бюджет — 7688 млн. рублей или 53,9%,
      • бюджеты муниципальных образований — 6586 млн. рублей или 46,1%.

По данным Управления МНС РФ по Приморскому краю за восемь месяцев 2002 года доля бюджетов муниципальных образований в общем объеме поступлений в территориальный бюджет составила 50,2%.

Доходы

Доходы краевого бюджета на 2003 год планируются в сумме 14836,2 млн. рублей, что к уточненному плану по доходам на 2002 год (12737 млн. рублей) составляет 116,5% (к доходам, утвержденным Законодательным Собранием Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" в сумме 12528,7 млн. рублей — 118,4%). Структура доходов:

  • собственные доходы — 51,8% (7687,9 млн. рублей)
  • доходы целевых бюджетных фондов — 8% (1189,7 млн. рублей)
  • безвозмездные перечисления из федерального бюджета — 40,1% (5958,6 млн. рублей).

Темп роста собственных доходов в 2003 году к плановым показателям на 2002 год составляет 167,5%. Прирост по абсолютной величине — 3099,1 млн. рублей.

Доля собственных доходов в структуре доходной части краевого бюджета в предлагаемом проекте составляет 51,8% против 36% по уточненному плану на 2002 год. Повышение доли собственных доходов является положительным фактом, однако, следует отметить, что эта цифра зависит от суммы поступлений из федерального бюджета и с увеличением финансовой помощи она будет уменьшаться. За последние три года доля собственных доходов краевого бюджета составила: по отчету за 2000 год — 47%, за 2001 год — 36,2%, по ожидаемому исполнению за 2002 год — 36,1%.

Основной источник собственных доходов — налоговые доходы.

Налоговые доходы составят 7218,9 млн. рублей, увеличение к плану на 2002 год — 2875,7 млн. рублей (66,2%). Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов краевого бюджета составит 49% (по плану на 2002 год — 34%).

Анализ отклонений фактических объемов налоговых и неналоговых доходов от утвержденных в законах о краевом бюджете за ряд лет свидетельствует о недостаточной их проработке, что видно из данных следующей таблицы (в млн. руб.):

 

Наименов. показателей Отклонение фактического исполнения от показателей на год
1998 1999 2000 2001 6 мес. 2002
Сумма % Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %
Налоговые доходы, всего -165 -18,3 +9 +0,7 -1005 -31,4 -167 -4,9 +149 +7,2
в том числе по основным видам налогов:
налог на прибыль -27 -12,7 +214 +142,7 -358 -43,4 -213 -27,1 -8 -1,3
налог на доходы физич-их лиц -28 -24,6 -4</td> -2,6 -248 -26 +49 +3,7 +89 +11,1
акцизы -46 -39,3 +74 +83,1 -109 -39,2 -9 -6,4 +16 +17,8
налог с продаж         -110 -24,4 -80 -20 +3 +2,5
налог на имущество -104 -31,6 -41 -12,6 -77 -19,3 +26 +6,9 +51 +26,1
платежи за пользование природными ресурсами +3 +9,1 -69 -65,1 -12 -17,4 +50 +26,7 +6 +6,7
Неналоговые доходы -192 -38,8 -531 -80,6 +23 +37,1 +68 +160,8 +8 +8,5
Доходы от предприним. и иной, приносящей доход деят.             +321 +6298,1    

Завышение объемов налоговых и неналоговых доходов привело к существенному недофинансированию расходов краевого бюджета, так в 1999 году расходы составили только 75,3% от утвержденного плана, в 2000 году — 88,3%. В 2001 году занижение объема доходов по неналоговым доходам и доходам от предпринимательской деятельности явилось причиной получения дополнительных, не учитываемых в законе о краевом бюджете, доходов.

Налоговые доходы

На 2003 год поступления налоговых доходов предусматриваются по 14 видам налогов и сборов — источников налоговых доходов (в 2002 году — 17).

Из состава налоговых доходов исключены следующие доходные источники:

  • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, 20% от которого в 2002 году направлялось в краевой бюджет (план 10536 тыс. рублей) и 20% — в местные;
  • налог на игорный бизнес, 100% которого сверх минимальных ставок, установленных федеральным законом от 31.07.98 № 142-ФЗ, в 2002 году зачислялось в краевой бюджет (план на 2002 год — 15800 тыс. рублей). В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 с 1 января 2003 года установление ставок сверх минимальных законодательными органами субъектов признано не соответствующим Конституции РФ;
  • земельный налог за земли городов и поселков, поступления по которому в 2002 году предусмотрены по строке "Платежи за пользование природными ресурсами" (план на 2002 год — 107494 тыс. рублей). С 1 января 2003 года служит источником формирования территориального дорожного фонда Приморского края и в проекте закона отражен по группе доходов "Доходы целевых бюджетных фондов".

Основные источники формирования налоговых доходов следующие (в млн. руб.):

Наименование показателей План на 2002 год Уд. вес в налоговых доходах (%) Проект на 2003 год Уд. вес в налоговых доходах (%) Рост к уровню 2002 года
Сумма %
1. Налог на прибыль предпр. 1006,8 23,2 2419,5 33,5 1412,7 240,3
2. Налог на доходы физ. лиц 1871,7 43,1 2621,5 36,3 749,8 140,1
3. Акцизы 128,0 2,9 480,8 6,7 352,8 375,6
4. Лицензионные и регистр. сборы. 3,8 0,1 5,6 0,1 1,8 147,4
5. Налог с продаж 228,1 5,3 291,4 4,0 63,3 127,8
6. Налог, взим-ый в связи с применением упрощ. системы налогообложения 41,3 1,0 23,5 0,3 -17,8 56,9
7. Единый налог на вмененный доход для отдельн. видов деятельности 340,1 7,8 569,5 7,9 229,4 167,5
8. Налог на имущество предп. 410,0 9,4 549,2 7,6 139,2 133,9
9. Платежи за пользование недрами 7,1 0,2 6,2 0,1 -0,9 87,3
10. Налог на добычу полезных ископаемых 62,9 1,4 70,0 1,0 7,1 111,3
11. Платежи за пользование лесным фондом 74,8 1,7 103,4 1,4 28,6 138,2
12. Плата за пользование вод. объектами 12,3 0,3 35,2 0,5 22,9 286,2
13. Плата за право пользов. объектами животного мира 2,5 0,06 2,6 0,04 0,1 104,0
14. Отчисления на ВМСБ 20,0 0,5 40,2 0,6 20,2 201,0

Налог на прибыль организаций

Поступления по налогу на прибыль на 2003 год планируются в объеме 2419,5 млн. рублей, что к уровню плана на 2002 год составит 240,3% , т.е. рост в 2,4 раза.

Изменилась законодательная база. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ с 1 января 2003 года в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке в размере 6% (в 2002 году — 7,5%). В бюджет субъекта теперь зачисляется сумма налога в размере 16%, вместо 14,5% в 2002 году.

В проекте краевого бюджета на 2003 год предлагается 100% доходов от суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке в размере 16%, направлять в краевой бюджет. В бюджеты же муниципальных образований будет зачисляться сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2% в соответствии с федеральным законом. Муниципальные образования теряют значительную сумму налога на прибыль так как в 2002 году в бюджеты муниципальных образований зачисляется 72,4% суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке в размере 14,5% (за исключением налога на прибыль 47 предприятий-плательщиков в краевой бюджет, согласно приложения 1 к Закону "О краевом бюджет на 2002 год"). По нашему мнению, выпадающие доходы муниципальных образований по этому налогу составляют более 1 млрд. рублей.

При расчете налогооблагаемой базы учтен индекс потребительских цен 12%, рост производства 2,4%, отмена налога на пользователей автомобильных дорог и ряд других изменений в законодательстве. Расчетная налогооблагаемая база на 2003 год — 15384,4 млн. рублей, что составляет 129,7% к прогнозу налогооблагаемой базы на 2002 год (11863,1 млн. рублей). Расчетная сумма налога на прибыль, с учетом погашения недоимки (20%) и погашения задолженности по реструктуризации, составила 3820,3 млн. рублей, а с учетом уровня собираемости налога 95% (за первое полугодие 2002 года уровень собираемости этого налога по краю составил 97%) — 3629,3 млн. рублей. Из него в федеральный бюджет — 907,3 млн. рублей, в краевой — 2419,5 млн. рублей, в бюджеты муниципальных образований — 302,4 млн. рублей.

Налог на доходы физических лиц

Поступления по этому налогу планируются в сумме 2621,5 млн. рублей, что к уровню плана на 2002 год (1871,7 млн. рублей) составит 134,7%.

В краевой бюджет зачисляется 40% доходов от налога, в бюджеты муниципальных образований — 60%, т.е. на уровне 2002 года.

Акцизы

Поступления акцизов в краевой бюджет планируются в сумме 480,8 млн. рублей, что составляет 375,6% к уровню плана на 2002 год.

Рост в 3,7 раза связан с изменениями в законодательстве: так, в соответствии с федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ, с 1 января 2003 года увеличены налоговые ставки по видам подакцизных товаров, в том числе на спирт этиловый, водку и ликеро-водочные изделия в среднем на 15%, на пиво — на 25%, на табак — на 15% на нефтепродукты на 45%.

Доля зачисления в краевой бюджет доходов от акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия осталась на уровне 2002 года (90% — в краевой бюджет и 10% в бюджеты муниципальных образований), за исключением реализации с акцизных складов — 95% в краевой бюджет и 5% в бюджеты муниципальных образований.

В отличие от 2002 года в 2003 году в краевой бюджет также будут зачисляться: 90% доходов от акцизов на пиво (в бюджеты муниципальных образований — 10%, в 2002 году — 100%); 90% доходов от акцизов на другие алкогольные напитки (в бюджеты муниципальных образований — 10%, в 2002 году — 100%). В связи с этим выпадающие доходы муниципальных образований составят не менее 90,2 млн. рублей.

В целях компенсации выпадающих доходов в связи с отменой налога на пользователей автодорог в бюджет субъекта передаются 10% акцизов на нефтепродукты из федерального бюджета, что также увеличивает поступления в краевой бюджет по строке "Акцизы".

Таким образом, с учетом вышеуказанных факторов, поступления в краевой бюджет на 2003 год составят:

  • акциз на водку, ликеро-водочные изделия — 321,7 млн. рублей или 251,3% к плану на 2002 год;
  • акциз на пиво — 85,5 млн. рублей;
  • акцизы на другие алкогольные напитки — 4, 66 млн. рублей;
  • акцизы на нефтепродукты — 69 млн. рублей.

Налог с продаж

Нормативы отчислений доходов от этого налога остались на уровне 2002 года: 40% — в краевой бюджет, 60% — в бюджеты муниципальных образований.

Налогооблагаемая база для исчисления налога с учетом коэффициента инфляции и роста розничного товарооборота — 14176,6 млн. рублей или 117% к уровню 2002 года. Исчисленная сумма налога по ставке 5% — 708,8 млн. рублей, с учетом погашения недоимки (20%) — 728,5 млн. рублей, из нее в краевой бюджет — 291,4 млн. рублей.

Налог при применении упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Налог при применении упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности относятся к числу налогов, входящих в систему специального налогового режима. Значительно изменилась законодательная база по этим налогам (Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ")

Проектом на 2003 год предусматривается зачисление в краевой бюджет 100% доходов от налога при применении упрощенной системы налогообложения, подлежащих отчислению в бюджет субъекта (в соответствии с федеральным законом № 104-ФЗ в бюджет субъекта направляется 15% доходов от уплаты налога) и 100% доходов единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащих отчислению в бюджет субъекта (15% доходов от уплаты налога).

В местные бюджеты зачисляются 100% доходов от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований (в соответствии с законодательством 45% доходов от уплаты налога).

Поступления налога при применении упрощенной системы налогообложения планируются в сумме 23,5 млн. рублей, т.е. на уровне ожидаемого исполнения за 2002 год.

Расчеты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2003 год произведены в условиях действующего законодательства, т.к. закон Приморского края, устанавливающий порядок введения единого налога на территории края, определяющий виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог и устанавливающий значения коэффициента К2, пока не принят. Поступления в краевой бюджет планируются в сумме 569,5 млн. рублей, что к плану на 2002 год составляет 167,5%.

Налог на имущество предприятий

Налог на имущество предприятий планируется в сумме 549,2 млн. рублей, что к уровню бюджета на 2002 год составит 133,9%.

Налогооблагаемая база прогнозируется в сумме 53128 млн. рублей, налог на имущество по ставке 2% и с учетом погашения 20% недоимки составит 1098,4 млн. рублей, из нее в краевой бюджет — 549,2 млн. рублей. Нормативы отчислений доходов от налога на имущество в 2003 году остались на уровне 2002 года: 50% — в краевой бюджет, 50% — в бюджеты муниципальных образований края.

Налог на добычу полезных ископаемых

Поступления доходов от налога на добычу полезных ископаемых (кроме налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых) планируются в сумме 70 млн. рублей, что составит 111,4% к уровню 2002 года. Нормативы отчислений: 60% доходов от налога в краевой бюджет, 40% — в бюджеты муниципальных образований, кроме того в бюджеты муниципальных образований зачисляется 100% доходов от налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, т.е. нормативы отчислений на уровне 2002 года.

Плата за пользование водными объектами

Плата за пользование водными объектами в размере 100% зачисляется в краевой бюджет (в 2002 году — 50% в краевой бюджет, 50% — в бюджеты муниципальных образований края). Поступления в краевой бюджет запланированы в сумме 35,2 млн. рублей или 286% к уровню 2002 года.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы планируются в сумме 469 млн. рублей, что составит 191,0% к показателю, утвержденному бюджетом на 2002 год.

Наименование показателей 2002 год Проект на 2003 год, млн. рублей 2003 к плану 2002
План, млн. рублей Ожид. исполн., млн. рублей % выполн. Сумма, млн. рублей %
Доходы от имущ-ва, находящегося в госсобственности, или от деятельности 110431 120621 109,2 190425 79994 172,4
Прочие поступления от имущ-ва, находящегося в гос. И муниц. Собств-ти, а также поступления от разрешенных видов деятельности 1588 1590 100,1 11983 10395 754,6
Доходы от продажи земли и нма 0 2212   7000 7000  
Административные платежи и сборы 122708 122708 100,0 242293 119585 197,5
Штрафные санкции и возмещение ущерба 4300 4867 113,2 6600 2300 153,5
Прочие неналоговые доходы 6562 6562 100,0 10720 4158 163,4

В 2003 году предусматривается рост поступлений по статье "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности" на 80,4 млн. рублей или на 77,2%. Поступления от арендной платы за земли городов и поселков предусматриваются в размере 50% доходов от арендной платы (50% в бюджеты муниципальных образований края, т.е. на уровне 2002 года), что на 15% выше уровня 2002 года (федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ). В соответствии с этим законом действующие в 2002 году размеры арендной платы применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. С выходом Постановления губернатора Приморского края от 14.08.2002 № 448 "О базовой величине стоимости строительства 1 кв.метра, применяемой при расчете арендной платы при сдаче в аренду государственного имущества на территории Приморского края" предусматривается увеличение поступления доходов в краевой бюджет примерно на 35%.

Рост по статье "Административные платежи и сборы" связан с тем, что по этой строке в 2003 году отражаются сборы, взимаемые ГИБДД (кроме штрафов), в сумме 130 млн. рублей.

В проекте бюджета на 2003 год предусмотрены два целевых бюджетных фонда: территориальный дорожный фонд Приморского края (в соответствии с федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ) и фонд содействия.

Доходы территориального дорожного фонда на 2003 год сформированы в соответствии с федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ в сумме 1189,7 млн. рублей (96,7% к уровню 2002 года), в том числе:

  млн. рублей
транспортный налог (100% доходов от этого налога) 376,7
акциз на нефтепродукты (83,3% доходов от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджет субъекта) 347,0
земельный налог (50% доходов от земельного налога за земли городов и поселков, подлежащих зачислению в бюджет субъектов) 263,0
доходы в счет погашения задолженности, образовавшейся на 01.01.2003 по налогу на пользователей автодорог 170,0
иные источники 33,0

Кроме того, в сумме 123,3 млн. рублей предусматривается финансовая помощь из федерального бюджета на поддержку дорожного хозяйства (доходы отражены по группе доходов "Безвозмездные перечисления").

Статьей 2 проекта закона "О краевом бюджете на 2003 год" определены источники формирования фонда содействия правоохранительным и налоговым органам, прокуратуре Приморского края, Тихоокеанскому управлению федеральной пограничной службы РФ, Тихоокеанской специализированной морской инспекции. Поступления средств отражены по различным группам доходов краевого бюджета, общая сумма поступлений 164,4 млн. рублей.

В связи с тем, что на основании решения Верховного суда РФ от 28.03.2002 о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ не взимается, доходы и расходы экологического фонда в краевом бюджете на 2003 год не планируются.

В связи с тем, что Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" пока не принят, доходы по группе "Безвозмездные перечисления" проектируются пока на уровне 2001 и 2002 годов в сумме 5958,6 млн. рублей (уточненный план на 2002 год — 6915,6 млн. рублей).

Выводы

1. Второй год подряд на рассмотрение Законодательного Собрания Приморского края представляется бездефицитный бюджет.

2. Продолжается процесс централизации доходов в краевом бюджете для решения основных задач, стоящих перед краем.

3. Анализ показывает, что предусмотренный проектом бюджета рост доходов на 16% обеспечивает соответствующий рост расходов.

4. Проект бюджета представлен с нарушением установленного срока (статьи 56, 60 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае") — 20 сентября вместо 5 сентября 2002 года.

5. Не представлены приложения 3 и 12 к проекту закона "О краевом бюджете на 2003 год".

6. Учитывая предмет первого чтения закона о бюджете, считаем возможным утвердить законопроект в первом чтении.



Председатель
контрольно-счетной палаты
А. М. Коротченков


07.10.2002