Проект Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" с приложениями представлен в Законодательное Собрание 20 сентября 2002 года. Статьей 56 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае" срок предоставления проекта предусмотрен 5 сентября. Одновременно с проектом не представлены следующие документы: расходы краевого бюджета на 2003 год в ведомственной структуре расходов, распределение дотаций бюджетам муниципальных образований края из краевого фонда финансовой поддержки. Проект краевого бюджета на 2003 год сформирован с учетом положений Бюджетного послания Президента РФ и губернатора края, прогноза социально-экономического развития края на 2003 год. Расчеты доходов краевого бюджета на 2003 год составлены на основе законодательства РФ о налогах и сборах. Учтена отмена с 1 января 2003 года налогов с владельцев транспортных средств, налогов на пользователей автодорог, предполагаемая отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, а также введение с 1 января 2003 года транспортного налога, специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, индексация специфических ставок акцизов, увеличение размеров арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, повышение ставок земельного налога. Учтены изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы доходов, поступающих от акцизов на нефтепродукты, земельного налога и арендной платы за земли, изменения ставок зачисления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций. Учтены положения Программы экономического и социального развития Приморского края на период до 2005 года. Уровень инфляции прогнозируется в размере 12%, прирост ВРП — 2,8%. Рост продукции промышленного производства составит 102,4%, в том числе:
Прирост сельскохозяйственного производства составит 1,3%, инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования — 6%, оборота розничной торговли — 2,2%, объема платных услуг — 2%. Прогнозная оценка доходов консолидированного бюджета края на 2003 год — 21423 млн. рублей, из них:
По данным Управления МНС РФ по Приморскому краю за восемь месяцев 2002 года доля бюджетов муниципальных образований в общем объеме поступлений в территориальный бюджет составила 50,2%. ДоходыДоходы краевого бюджета на 2003 год планируются в сумме 14836,2 млн. рублей, что к уточненному плану по доходам на 2002 год (12737 млн. рублей) составляет 116,5% (к доходам, утвержденным Законодательным Собранием Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" в сумме 12528,7 млн. рублей — 118,4%). Структура доходов:
Темп роста собственных доходов в 2003 году к плановым показателям на 2002 год составляет 167,5%. Прирост по абсолютной величине — 3099,1 млн. рублей. Доля собственных доходов в структуре доходной части краевого бюджета в предлагаемом проекте составляет 51,8% против 36% по уточненному плану на 2002 год. Повышение доли собственных доходов является положительным фактом, однако, следует отметить, что эта цифра зависит от суммы поступлений из федерального бюджета и с увеличением финансовой помощи она будет уменьшаться. За последние три года доля собственных доходов краевого бюджета составила: по отчету за 2000 год — 47%, за 2001 год — 36,2%, по ожидаемому исполнению за 2002 год — 36,1%. Основной источник собственных доходов — налоговые доходы. Налоговые доходы составят 7218,9 млн. рублей, увеличение к плану на 2002 год — 2875,7 млн. рублей (66,2%). Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов краевого бюджета составит 49% (по плану на 2002 год — 34%). Анализ отклонений фактических объемов налоговых и неналоговых доходов от утвержденных в законах о краевом бюджете за ряд лет свидетельствует о недостаточной их проработке, что видно из данных следующей таблицы (в млн. руб.):
Завышение объемов налоговых и неналоговых доходов привело к существенному недофинансированию расходов краевого бюджета, так в 1999 году расходы составили только 75,3% от утвержденного плана, в 2000 году — 88,3%. В 2001 году занижение объема доходов по неналоговым доходам и доходам от предпринимательской деятельности явилось причиной получения дополнительных, не учитываемых в законе о краевом бюджете, доходов. Налоговые доходыНа 2003 год поступления налоговых доходов предусматриваются по 14 видам налогов и сборов — источников налоговых доходов (в 2002 году — 17). Из состава налоговых доходов исключены следующие доходные источники:
Основные источники формирования налоговых доходов следующие (в млн. руб.):
Налог на прибыль организацийПоступления по налогу на прибыль на 2003 год планируются в объеме 2419,5 млн. рублей, что к уровню плана на 2002 год составит 240,3% , т.е. рост в 2,4 раза. Изменилась законодательная база. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ с 1 января 2003 года в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке в размере 6% (в 2002 году — 7,5%). В бюджет субъекта теперь зачисляется сумма налога в размере 16%, вместо 14,5% в 2002 году. В проекте краевого бюджета на 2003 год предлагается 100% доходов от суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке в размере 16%, направлять в краевой бюджет. В бюджеты же муниципальных образований будет зачисляться сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2% в соответствии с федеральным законом. Муниципальные образования теряют значительную сумму налога на прибыль так как в 2002 году в бюджеты муниципальных образований зачисляется 72,4% суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке в размере 14,5% (за исключением налога на прибыль 47 предприятий-плательщиков в краевой бюджет, согласно приложения 1 к Закону "О краевом бюджет на 2002 год"). По нашему мнению, выпадающие доходы муниципальных образований по этому налогу составляют более 1 млрд. рублей. При расчете налогооблагаемой базы учтен индекс потребительских цен 12%, рост производства 2,4%, отмена налога на пользователей автомобильных дорог и ряд других изменений в законодательстве. Расчетная налогооблагаемая база на 2003 год — 15384,4 млн. рублей, что составляет 129,7% к прогнозу налогооблагаемой базы на 2002 год (11863,1 млн. рублей). Расчетная сумма налога на прибыль, с учетом погашения недоимки (20%) и погашения задолженности по реструктуризации, составила 3820,3 млн. рублей, а с учетом уровня собираемости налога 95% (за первое полугодие 2002 года уровень собираемости этого налога по краю составил 97%) — 3629,3 млн. рублей. Из него в федеральный бюджет — 907,3 млн. рублей, в краевой — 2419,5 млн. рублей, в бюджеты муниципальных образований — 302,4 млн. рублей. Налог на доходы физических лицПоступления по этому налогу планируются в сумме 2621,5 млн. рублей, что к уровню плана на 2002 год (1871,7 млн. рублей) составит 134,7%. В краевой бюджет зачисляется 40% доходов от налога, в бюджеты муниципальных образований — 60%, т.е. на уровне 2002 года. АкцизыПоступления акцизов в краевой бюджет планируются в сумме 480,8 млн. рублей, что составляет 375,6% к уровню плана на 2002 год. Рост в 3,7 раза связан с изменениями в законодательстве: так, в соответствии с федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ, с 1 января 2003 года увеличены налоговые ставки по видам подакцизных товаров, в том числе на спирт этиловый, водку и ликеро-водочные изделия в среднем на 15%, на пиво — на 25%, на табак — на 15% на нефтепродукты на 45%. Доля зачисления в краевой бюджет доходов от акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия осталась на уровне 2002 года (90% — в краевой бюджет и 10% в бюджеты муниципальных образований), за исключением реализации с акцизных складов — 95% в краевой бюджет и 5% в бюджеты муниципальных образований. В отличие от 2002 года в 2003 году в краевой бюджет также будут зачисляться: 90% доходов от акцизов на пиво (в бюджеты муниципальных образований — 10%, в 2002 году — 100%); 90% доходов от акцизов на другие алкогольные напитки (в бюджеты муниципальных образований — 10%, в 2002 году — 100%). В связи с этим выпадающие доходы муниципальных образований составят не менее 90,2 млн. рублей. В целях компенсации выпадающих доходов в связи с отменой налога на пользователей автодорог в бюджет субъекта передаются 10% акцизов на нефтепродукты из федерального бюджета, что также увеличивает поступления в краевой бюджет по строке "Акцизы". Таким образом, с учетом вышеуказанных факторов, поступления в краевой бюджет на 2003 год составят:
Налог с продажНормативы отчислений доходов от этого налога остались на уровне 2002 года: 40% — в краевой бюджет, 60% — в бюджеты муниципальных образований. Налогооблагаемая база для исчисления налога с учетом коэффициента инфляции и роста розничного товарооборота — 14176,6 млн. рублей или 117% к уровню 2002 года. Исчисленная сумма налога по ставке 5% — 708,8 млн. рублей, с учетом погашения недоимки (20%) — 728,5 млн. рублей, из нее в краевой бюджет — 291,4 млн. рублей. Налог при применении упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельностиНалог при применении упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности относятся к числу налогов, входящих в систему специального налогового режима. Значительно изменилась законодательная база по этим налогам (Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ") Проектом на 2003 год предусматривается зачисление в краевой бюджет 100% доходов от налога при применении упрощенной системы налогообложения, подлежащих отчислению в бюджет субъекта (в соответствии с федеральным законом № 104-ФЗ в бюджет субъекта направляется 15% доходов от уплаты налога) и 100% доходов единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащих отчислению в бюджет субъекта (15% доходов от уплаты налога). В местные бюджеты зачисляются 100% доходов от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований (в соответствии с законодательством 45% доходов от уплаты налога). Поступления налога при применении упрощенной системы налогообложения планируются в сумме 23,5 млн. рублей, т.е. на уровне ожидаемого исполнения за 2002 год. Расчеты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2003 год произведены в условиях действующего законодательства, т.к. закон Приморского края, устанавливающий порядок введения единого налога на территории края, определяющий виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог и устанавливающий значения коэффициента К2, пока не принят. Поступления в краевой бюджет планируются в сумме 569,5 млн. рублей, что к плану на 2002 год составляет 167,5%. Налог на имущество предприятийНалог на имущество предприятий планируется в сумме 549,2 млн. рублей, что к уровню бюджета на 2002 год составит 133,9%. Налогооблагаемая база прогнозируется в сумме 53128 млн. рублей, налог на имущество по ставке 2% и с учетом погашения 20% недоимки составит 1098,4 млн. рублей, из нее в краевой бюджет — 549,2 млн. рублей. Нормативы отчислений доходов от налога на имущество в 2003 году остались на уровне 2002 года: 50% — в краевой бюджет, 50% — в бюджеты муниципальных образований края. Налог на добычу полезных ископаемыхПоступления доходов от налога на добычу полезных ископаемых (кроме налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых) планируются в сумме 70 млн. рублей, что составит 111,4% к уровню 2002 года. Нормативы отчислений: 60% доходов от налога в краевой бюджет, 40% — в бюджеты муниципальных образований, кроме того в бюджеты муниципальных образований зачисляется 100% доходов от налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, т.е. нормативы отчислений на уровне 2002 года. Плата за пользование водными объектамиПлата за пользование водными объектами в размере 100% зачисляется в краевой бюджет (в 2002 году — 50% в краевой бюджет, 50% — в бюджеты муниципальных образований края). Поступления в краевой бюджет запланированы в сумме 35,2 млн. рублей или 286% к уровню 2002 года. Неналоговые доходыНеналоговые доходы планируются в сумме 469 млн. рублей, что составит 191,0% к показателю, утвержденному бюджетом на 2002 год.
В 2003 году предусматривается рост поступлений по статье "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности" на 80,4 млн. рублей или на 77,2%. Поступления от арендной платы за земли городов и поселков предусматриваются в размере 50% доходов от арендной платы (50% в бюджеты муниципальных образований края, т.е. на уровне 2002 года), что на 15% выше уровня 2002 года (федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ). В соответствии с этим законом действующие в 2002 году размеры арендной платы применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. С выходом Постановления губернатора Приморского края от 14.08.2002 № 448 "О базовой величине стоимости строительства 1 кв.метра, применяемой при расчете арендной платы при сдаче в аренду государственного имущества на территории Приморского края" предусматривается увеличение поступления доходов в краевой бюджет примерно на 35%. Рост по статье "Административные платежи и сборы" связан с тем, что по этой строке в 2003 году отражаются сборы, взимаемые ГИБДД (кроме штрафов), в сумме 130 млн. рублей. В проекте бюджета на 2003 год предусмотрены два целевых бюджетных фонда: территориальный дорожный фонд Приморского края (в соответствии с федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ) и фонд содействия. Доходы территориального дорожного фонда на 2003 год сформированы в соответствии с федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ в сумме 1189,7 млн. рублей (96,7% к уровню 2002 года), в том числе:
Кроме того, в сумме 123,3 млн. рублей предусматривается финансовая помощь из федерального бюджета на поддержку дорожного хозяйства (доходы отражены по группе доходов "Безвозмездные перечисления"). Статьей 2 проекта закона "О краевом бюджете на 2003 год" определены источники формирования фонда содействия правоохранительным и налоговым органам, прокуратуре Приморского края, Тихоокеанскому управлению федеральной пограничной службы РФ, Тихоокеанской специализированной морской инспекции. Поступления средств отражены по различным группам доходов краевого бюджета, общая сумма поступлений 164,4 млн. рублей. В связи с тем, что на основании решения Верховного суда РФ от 28.03.2002 о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ не взимается, доходы и расходы экологического фонда в краевом бюджете на 2003 год не планируются. В связи с тем, что Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" пока не принят, доходы по группе "Безвозмездные перечисления" проектируются пока на уровне 2001 и 2002 годов в сумме 5958,6 млн. рублей (уточненный план на 2002 год — 6915,6 млн. рублей). Выводы1. Второй год подряд на рассмотрение Законодательного Собрания Приморского края представляется бездефицитный бюджет. 2. Продолжается процесс централизации доходов в краевом бюджете для решения основных задач, стоящих перед краем. 3. Анализ показывает, что предусмотренный проектом бюджета рост доходов на 16% обеспечивает соответствующий рост расходов. 4. Проект бюджета представлен с нарушением установленного срока (статьи 56, 60 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае") — 20 сентября вместо 5 сентября 2002 года. 5. Не представлены приложения 3 и 12 к проекту закона "О краевом бюджете на 2003 год". 6. Учитывая предмет первого чтения закона о бюджете, считаем возможным утвердить законопроект в первом чтении.
07.10.2002 |
Рассылки
Заключение к проекту Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" (первое чтение)
Информация об итогах работы с обращениями гражданО палатеПорядок и время приёма гражданКонтактная информацияЛичный приём
Copyright 2010. Все права защищены.
Создание сайта — OPTIMO, 2012
Создание сайта — OPTIMO, 2012