О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Проект ТФОМС на 2008 год

Заключение
контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края на проект закона Приморского края
"О бюджете территориального фонда обязательного
медицинского страхования Приморского края на 2008 год"


Проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края (далее – Фонд)подготовлен с учетом требований действующего законодательства. В законопроекте соблюдены принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов, что соответствует статьям 33 и 35Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым расходы бюджета должны соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Расчетная стоимость программы
обязательного медицинского страхования

Согласно пояснительной записке к законопроекту стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования Приморского края(далее – программы) на 2008 год, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года№ 286 и совместным письмом Минздравсоцразвития России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 6 августа 2007 года № 5784/20/и и прогнозируемая к утверждению, составляет 7180460 тыс. рублей, или 112 процентов от расчетной стоимости программы на 2007 год (6411600 тыс. рублей). По отношению к утвержденной программе на2007 год стоимость расчетной программы на 2008 год возросла на1911800 тыс. рублей или на 36,3 процента.

Расчетная стоимость программы на 2008 год изменилась за счет увеличения нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи гражданам Российской Федерации (далее – тарифы). Прогнозируемые к утверждению территориальные тарифы соответствуют минимальным тарифам (с учетом районного коэффициента), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года№ 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год".

 

тыс. рублей

Виды медицинской помощи Тарифы по нормативу Процент роста в 2008 г. к 2007 г.
на 2007 год (расчетный) на 2007 год (утвержденный) на 2008 год к расчетной к утвержденной
Амбулаторно-поликлиническая 129,55 119,23 158,21 22,1 32,7
Дневной стационар 285,56 167,67 395,67 38,6 136,0
Стационарная 864,31 667,60 904,62 4,7 35,5
Расчетная стоимость программы (млн. рублей) 6411,6 5268,7 7180,5 12,0 36,3

 

Проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края (далее – бюджет фонда) на 2008 год представлен на сумму 6031271 тыс. рублей, в том числе: на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования (без учета поступлений и расходов на дополнительное лекарственное обеспечение и реализацию национального проекта "Здоровье")– 5539138,3 тыс. рублей.

Дефицит бюджета фонда на 2008 год к расчетной стоимости программы составляет22,9 процента (1641321,7 тыс. рублей).

Дефицит бюджета фонда на 2008 год по сравнению с дефицитом финансовой обеспеченности расчетной стоимости программы на 2007 год уменьшился на 43183,5 тыс. рублей или на 3,4 процента, а по сравнению с финансовой обеспеченностью утвержденной стоимости программы на 2007 год — увеличился на 1099756,5 тыс. рублей или на 11,6 процента.

Источники финансирования разницы между представленным к утверждению бюджетом фонда и прогнозируемой к утверждению стоимостью программы в сумме1641321,7 тыс. рублей не определены.


Доходная часть проекта бюджета

Доходная часть бюджета фонда на 2008 год предусмотрена в сумме 6031271 тыс. рублей, что на 8,2 процента выше законодательно утверждённых назначений доходов на 2007 год (5576581,1 тыс. рублей).Поступления планируются за счет следующих источников:

1950130,7 тыс. рублей – налоговые и неналоговые доходы (32,3 процента общей суммы доходов);

2522157 тыс. рублей – страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения (41,8 процента);

1558983,3 тыс. рублей – безвозмездные поступления от других бюджетов(25,9 процента).

Налоговые и неналоговые доходы.

Поступления в бюджет фонда единого социального налога предусматриваются в сумме1795939,5 тыс. рублей или 126 процентов к назначениям 2007 года(1550792,1 тыс. рублей).

Доходы Фонда от уплаты налогов налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, предусмотрены в сумме 124331,1 тыс. рублей, что на29,9 процента больше, чем предусмотрено в бюджете фонда на 2007 год(95679,3 тыс. рублей).

Поступление недоимки, пени, и штрафов, зачисляемых на счета Фонда в соответствии с действующим законодательством, планируется в сумме 1336,9 тыс. рублей, что в 7 раз ниже утвержденных показателей на 2007 год (9306,1 тыс. рублей).

Прочие неналоговые поступления (поступления по межтерриториальным расчетам)на 2008 год предусмотрены в сумме 28523,2 тыс. рублей, что больше назначений по бюджету Фонда на 2007 год на 14723,2 тыс. рублей или в2,1 раза.

Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 9 сентября 2003 года № 1750/21–1/и предусмотрено, что пояснительная записка к проекту закона о бюджете должна содержать экономическое обоснование всех доходных и расходных статей бюджета территориального фонда. Однако,представленный законопроект не имеет расчётов проектируемых доходов бюджета фонда на 2008 год, что затрудняет анализ представленных к утверждению показателей и оценку их обоснованности.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в бюджет фонда Администрацией Приморского края, предусмотрены законопроектом в размере 2522157 тыс. рублей, что больше уровня 2007 года (2065202 тыс. рублей) на 456955 тыс. рублей,или на 22,1 процента.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 28 июня1991 года № 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное медицинское страхование устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение территориальных программ медицинского страхования.Совместным письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 6 августа 2007 года № 5922-ВС и № 5784/20-И «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» рекомендован порядок определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объеме, обеспечивающем полное финансирование территориальной программы государственных гарантий.

Расчетная стоимость программы обязательного медицинского страхования Приморского края на 2008 год составляет 7180460 тыс. рублей.

При условии определения объема платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, исходя из расчетной стоимости программы и в соответствии с требованием статьи 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", платежи должны составить 4163478,7 тыс. рублей, что больше предусмотренных проектом закона Приморского края «О краевом бюджете на 2008 год» на 39,4 процента или на 1641321,7 тыс. рублей.

Безвозмездные поступления из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в доходах бюджета фонда на 2008 год предусмотрены в сумме1558983,3 тыс. рублей, в том числе:

65536,8 тыс. рублей — субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), что больше аналогичных поступлений,предусмотренных бюджетом фонда на 2007 год, на 3515,5 тыс. рублей или на 5,7 процента;

1001313,8 тыс. рублей — субсидии на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования(больше на 71019,8 тыс. рублей или на 7,6 процента);

133849 тыс. рублей — субвенции на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами (меньше на 410807,3 тыс. рублей или на 75,4 процента);

358283,7 тыс. рублей — субвенции на финансовое обеспечение государственного задания по дополнительной медицинской помощи, оказываемой участковыми службами (больше на 123806,3 тыс. рублей или на 52,8 процента).

Объемы субсидий и субвенций в проекте бюджета фонда соответствуют объемам средств, предусмотренным для Приморского края согласно приложениям 8, 9 и 11 к Федеральному закону от 21 июля 2007 года № 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов". При этом, в соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона и приложением 8 к нему предусмотрено, что средства на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в сумме 133849 тыс. рублей направляются на завершение в 1 полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году.

Субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан как в доходной, так и в расходной частях проекта бюджета фонда отражены без суммовых показателей в связи с тем, что указанные доходы запланированы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования в общей сумме без распределения по субъектам РФ.


Расходная часть проекта бюджета.

Расходы бюджета фонда предусматриваются в сумме 6031271 тыс. рублей, что на8,2 процента больше расходов, утвержденных на 2007 год (5576581,1 тыс. рублей).

Структура расходной части бюджета фонда сформирована на основе Правил составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Основными направлениями расходов Фонда в представленном законопроекте являются:

1.Расходы на выполнение управленческих функций Фондом (филиалами) –122723 тыс. рублей или 2 процента общих расходов на 2008 год, что больше утвержденных назначений на эти цели в 2007 году на 12723 тыс. рублей (11,6 процента).

Материалы, представленные к законопроекту, не имеют расчетов проектируемых расходов, что затрудняет анализ представленных к утверждению показателей и оценку их обоснованности.

2.Расходы на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования по оказанию населению Приморского края бесплатной медицинской помощи(без учета мероприятий по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан и реализации приоритетного национального проекта "Здоровье") – 5416415,3 тыс. рублей или 89,8процента общих расходов на 2008 год, что выше утвержденных бюджетных назначений на 2007 год на 799320,5 тыс. рублей или на 17,3 процента,в том числе за счет увеличения планируемых расходов по отношению к2007 году:

по виду расходов 455 "Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма" –на 795805 тыс. рублей (на 17,5 процента);

по виду расходов 795 "Обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)" – на 3515,5 тыс. рублей (на 5,7 процента).

3.Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами (завершение в 1 полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году) -133849 тыс. рублей или 2,2 процента общей суммы расходов.

4.Расходы на реализацию национального проекта «Здоровье» в части финансового обеспечения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, оказываемой участковой службой –358283,7 тыс. рублей или 5,9 процента общей суммы расходов (больше на123806,3 тыс. рублей или на 52,8 процента).

 

Выводы:

1.Проект бюджета фонда подготовлен с учетом требований действующего законодательства. В законопроекте соблюдены принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов, что соответствует статьям 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.Пояснительная записка к проекту закона о бюджете фонда не содержит экономического обоснования всех его доходных и расходных статей, что не соответствует Правилам составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования,утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 9 сентября 2003 года № 1750/21–1/и.

3.Прогнозируемые к утверждению нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи соответствуют минимальным тарифам (с учетом районного коэффициента), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года № 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год".

4.Дефицит представленного к утверждению на 2008 год бюджета фонда к рассчитанной и предполагаемой к утверждению программе составляет 22,9процента (1641,3 млн. рублей). Основной причиной является недостаточность предусматриваемой в бюджете фонда суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. По сравнению с расчетной стоимостью программы на 2007 год дефицит бюджета фонда на 2008 год уменьшился на 43,2 млн. рублей или на 3,4 процента.

5.Несбалансированность рассчитанной стоимости программы страховыми взносами на обязательное медицинское страхование неработающего населения на сумму 1641,3 млн. рублей повлечёт несбалансированность объемов медицинской помощи с объёмами финансового обеспечения, что не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года№ 1499–1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в части предоставления в полном объёме населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи.

 

 

 

 

Председатель

контрольно-счетной палаты

А.Н. Сухов